- Оракул
- (лат. oraculum, греч. manteion), место, обыкновенно в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, а также само прорицание божества. О. давались в различных формах: при помощи жребия, знамений, снов, в форме изречений; существовали также О. мертвых. В эпоху до греко-перс. войн О. имели большое значение. Существование О. было во мн. обусловлено религией Аполлона — важнейшего бога-прорицателя. В Греции и М. Азии Аполлону принадлежало множество прорицалищ. Однако Дельфы на протяжении долгого времени были средоточием религиозной жизни греч. мира. Дельфийский О. давал информацию по культовым вопросам (в т. ч. при колонизации), устанавливал искупительную кару при очищении от пролитой крови, высказывал советы по законодательству. Вновь составляемые конституции получали его санкцию. При ответах на вопросы, касающиеся будущих политич. событий, Дельфы прибегали к темным или двусмысл. формулировкам (О. Крезу). Греч. Просвещение 5 в. до н. э. (эпоха софистики) критиковало сущность О. и тем самым способствовало их упадку. О. были закрыты или влачили жалкое существование, их деятельность ограничивалась сакральными или частными вопросами. Во 2 в. н. э. некоторые О. вновь оживились (Дельфы, Кларос); обширная деятельность вновь устроенного О. Александра из Абоногиха (Пафлагония) свидетельствует о вере в О., присущей тому времени. Распространяющееся христианство боролось против О., и после его победы они были запрещены окончательно. Наряду с определ. местами прорицания существовали также О., циркулировавшие в народе; в неспокойные с политич. точки зрения времена они служили средством манипулирования обществ, мнением или выражали ненависть угнет. населения против его господ (иудеев — против римлян, христиан–против язычников), поэтому они уничтожались властями. Собранием О. являются «Пророчества Сивиллы».
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.